Спонсорство спортивных мероприятий
Спонсорство спортивных мероприятий – инвестиции коммерческих компаний в ивенты для достижения маркетинговых целей. Это взаимовыгодное сотрудничество, так как приносит компании-спонсору экономию собственных ресурсов на рекламу и проведение рекламных мероприятий подобного уровня, а организаторам – помощь и поддержку.
Цели спортивного спонсорства
Цели варьируются в зависимости от стратегии компании или организации, но в целом спортивное спонсорство используется для:
- Повышение узнаваемости бренда. Для этого компании размещают свои логотипы на спортивной форме, рекламных баннерах, билетах и программках соревнований, матчей.
- Создание положительного имиджа и репутации, а также ассоциирование бренда с такими положительными понятиями, как успех, здоровье и спортивный дух.
- Увеличение продаж и прибыли путем разработки специальных предложений, акций и программ лояльности для фанатов спорта, размещение продуктовых стендов на спортивных мероприятиях, предоставление скидок и бонусов.
- Вовлечение и удержание клиентов. Для достижения этой цели спонсоры организуют эксклюзивные мероприятия для клиентов, предоставляют им VIP-билеты на спортивные события, проводят конкурсы и розыгрыши.
- Расширение рынка и выход на новые аудитории путем спонсирования международных спортивных мероприятий, сотрудничества с командами или спортсменами, популярными в целевых регионах.
- Развитие корпоративной культуры и мотивация сотрудников для повышения уровня их вовлеченности.
- Обеспечение конкурентных преимуществ посредством уникальных спонсорских проектов. Например, заключение эксклюзивных спонсорских договоров, разработка уникальных активаций и маркетинговых кампаний, связанных со спортом.
- Повышение медиа-охвата и привлечение внимания СМИ. Для этого наряду со спонсированием масштабных и значимых спортивных мероприятий, проведением пресс-конференций и медиа-акций, проводится активная работа с известными спортсменами и лицами, влиятельными в сфере спорта.
В конечном итоге спортивное спонсорство – это мощный инструмент маркетинга и брендинга, который, при правильном подходе, может принести значительные выгоды и способствовать достижению стратегических целей компании.
Виды спортивного спонсорства
Идея дарить спортсменам свои товары в качестве призов для повышения их популярности, возникла в Древней Греции. Однако в современном понимании спонсорство в спорте зародилось в США. Оно имеет следующие разновидности:
- Спонсорство организационно готовых международных или российских соревнований. К плюсам этого варианта спонсорства относится возможность широкого выбора между большим числом разнообразных спонсорских пакетов. В то же время, в случае готовых состязаний спонсору приходится мириться с тем, что соревнование спонсируют сразу несколько человек или компаний.
- Создание собственного спортивного ивента под конкретный бренд или конкретную организацию. Например, в свое время спортивный турнир международного уровня для продвижения своего бренда организовала пивоваренная компания «Балтика». Этот вариант спортивного спонсирования требует более высоких затрат, чем в предыдущем случае, но дает значительно большую отдачу.
Виды спонсоров
Различают следующие виды спонсоров:
- Титульный спонсор. Это высшая позиция среди спонсоров. Звание титульного спонсора спортивного ивента присваивают при существенном вкладе в его организацию. Так, титульный спонсор футбольного клуба «Ростов» – ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону». Наименование спонсора нередко включается в названии турнира, состязаний или лиги. Например, Чемпионат Франции с 2025 года будет называться McDonalds Лига.
- Генеральный спонсор. Звание присваивается, если фирма/человек осуществляет финансирование спортсмена, клуба, другой спортивной организации в размере 50%. Взамен он может размещать рекламу, включая свое название, на сайтах клуба, экипировке команды и пр. Например, генеральный спонсор баскетбольного клуба «Зенит» – ПАО «Газпром».
- Официальный спонсор. Компания или физическое лицо выступающее в качестве официального спонсора для спортивного клуба получает возможность размещать свой логотип на его спортивной форме, рекламной и иной.
- Информационный спонсор – это организация, медиа-ресурс или платформа, которая предоставляет поддержку в виде информационных услуг для продвижения мероприятий. За это спонсоры спортивных событий получают упоминания в рекламе, показ логотипа на мероприятиях, возможность брать эксклюзивные интервью и прочие формы публичного признания.
- Технический спонсор предоставляет спонсируемому клубу продукцию на период спортивных состязаний. В частности у ФК «Динамо-Москва» технический спонсор – Компания поставляет всем командам клуба экипировку известного бренда PUMA, а клуб предоставляет Wildberries рекламные права.
Спонсорство детского спорта
Спонсорство детского спорта выражается в поддержке детско-юношеской команды или спортивной школы со стороны крупной компании. Встречаются и случаи, когда спонсором становится известная персона, бизнесмен, спортсмен, в свое время являвшийся членом команды или посещавший занятия в школе.
Чтобы найти спонсора для спортивной команды, придется немало потрудится. Прежде всего следует обратиться в крупные компании, а лучше градообразующие предприятия города (если такие есть). Ищите контакта с людьми, принимающими решение, а не с теми, кто просто выслушает и может забыть доложить боссу о вашей просьбе или посчитает ее не заслуживающей внимания руководства.
Если речь идет, например, о футболе, иногда удается найти спонсора для отдельного игрока/игроков, которые имеют большой потенциал. В таких случаях делают упор на перспективы сотрудничества спонсора с подопечным/подопечными, когда те выйдут на новый уровень.
Поиск спонсора для спортшколы имеет смысл осуществлять среди фирм, выпускающих товары для детей. Им можно предложить рекламу в ходе соревнований, размещение логотипа на форме. Это приведет к повышению узнаваемости бренда и поспособствует формированию его положительного имиджа у целевой аудитории, так как подавляющее большинство зрителей таких мероприятий – это дети и их родители.
Как найти спонсора для спортивной команды
Чтобы найти спонсора для спортивной команды:
- Определите, что нужно вашей команде (финансирование, оборудование и т.д.).
- Подготовьте предложение для спонсора, включающее краткое представление команды, ее истории и достижений, цели команды и выгоды для спонсора, примеры успешных партнерств (если есть), контактную информацию.
- Будьте активны и видимы. Для этого ведите активные социальные сети, публикуйте новости, фото и видео.
- Составьте список потенциальных спонсоров (местные компании, крупные корпорации, спонсирующие спортивные мероприятия).
- Изучите сайты потенциальных спонсоров для понимания их спонсорских предпочтений, найдите контактную информацию (маркетинговый или PR-отдел).
- Свяжитесь с потенциальными спонсорами по электронной почте, выслав персонализированное письмо со своим предложением.
- Если получили предложение о встрече, подготовьте презентацию с ключевыми моментами из вашего предложения и ответы на вопросы о команде, целях и выгодах для спонсора.
Известные спонсоры спортивных мероприятий в России
В нашей стране спортивное спонсорство активно развивается уже несколько десятилетий.
«Первый канал»
К числу известных спонсоров спортивных мероприятий в России относится «Первый канал». В частности, с 2006 года и по сей день компания спонсирует «Кубок Первого канала» по хоккею с шайбой. Турнир является официальным международным соревнованием и входит в календарь ИИХФ. С 2005 по 2004 года его спонсировала компания РОСНО (спонсорские расходы составляли $400 тыс. в год), а еще ранее, – пивоваренная компания «Балтика».
«Газпром»
Как уже упоминалось, ПАО «Газпром» является генеральным спонсором баскетбольного клуба «Зенит». Однако на этом спонсорская деятельность компании не заканчивается. Она спонсирует футбольные клубы Зенит», «Томь», «Оренбург», «Шальке 04», «Црвена Звезда» и «Аустрия», а также Лигу чемпионов УЕФА, хоккейные клубы СКА и «Авангард», баскетбольный клуб «Зенит», волейбольный клуб «Зенит», профессиональную велокоманду «Газпром-РусВело».
ВТБ
ВТБ с 2016 года спонсирует теннисные соревнования «Кубок Кремля», являясь титульным спонсором турнира. Кроме того, на «Кубке Кремля» в качестве официального партнера мероприятия выступает российская букмекерская компания «Винлайн», официальная авиакомпания Emirates, официальный хронометрист – Rado Switzerland, поставщик экипировки и официальный мяч – Babolat.
«Роснефть»
«Роснефть» оказывает финансовую поддержку как профессиональному, так и любительскому спорту. Компания владеет хоккейным клубом ЦСКА, финансирует футбольный клуб «Арсенал» (Тула) и пр. Кроме того, «Роснефть» ежегодно проводит Спартакиады.
Winline
Российская букмекерская компания «Винлайн» одновременно спонсирует три футбольных клуба: «Спартак», «Краснодар» и «Зенит»;
Fonbet
Крупнейшая букмекерская компания онлайн ставок на спорт в России и СНГ – спортивный спонсор футбольных клубов ЦСКА и «Рубин».
Бренд Nordski – главный партнер Казанского марафона
Казанский марафон – это ежегодный большой праздник для любителей бега. В прошлом году бренд Nordski был главным партнером Казанского марафона, и этот год не стал исключением. Наша компания экипировала пейсмейкеров и команду организаторов.
Среди продукции с символикой бренда большой успех имели футболки Nordski c главными достопримечательностями города, которые были расположены вдоль живописного маршрута Казанского марафона.
Команда Nordski приняла участие и в самом забеге. Мы покорили 10 км, 21,1 км и 42,2 км и даже поставили несколько личных рекордов!
Кроме того, во время забегов около Казанского кремля, на 30-ом км марафона находилась точка поддержки Nordski, а Елена Коробкина вручила призы от марафона и сертификаты от бренда.